Александр Лисицин
реферат на тему анализ основных философских учений периода античности на 20 стр
Ответы:
Red DeViL
Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период
средневековья.
Вопросы психического развития и, особенно, формирования социально
адаптированной личности получили новое развитие в средние века, с III в. по
XIV в. В этот период религия оказывала серьезное влияние на развитие науки,
особенно такой социально ориентированной, как психология. Поскольку вопросы
души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии,
изменился и предмет психологии, которая из науки о душе постепенно стала
превращаться в науку о познавательных процессах. В детской психологии на
первый план в это время вышли проблемы развития познания, исследования
основных познавательных процессов как этапов развития познания у детей,
динамики их становления и методов их формирования.
Одним из первых новый подход к пониманию души и ее генезиса
сформулировал выдающийся греческий философ Плотин, который преподавал в
Риме свое учение, включающее новые моменты в трактовке души и ее
способностей. Это учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом,
поскольку, отправляясь от учения Платона, Плотин внес в него собственную
трактовку возможностей человеческой души. Одним из главных качеств души
выступало ее единство. Она сама создает единство и потому не может ни
порождаться отдельными элементами, ни быть из них построенной. Таким
образом, Плотин ввел важное для современной возрастной психологии понятие
единства, или целостности, сознания и личности человека, которое
формируется в первые годы жизни и является основой тождественности
(идентичности) человека самому себе.
Не менее важным было и положение Плотина о самосознании как основе
достижения этого единства. Он доказывал, что мир состоит из нескольких
концентрических кругов, в центре которых размещается всеобщий разум,
излучающий знания так же, как солнце излучает тепло. Далее по кругам в его
учении размещались души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. При
этом в душе выделялось две стороны — обращенная к разуму и обращенная к
внешнему миру. Та сторона души, которая обращена к разуму, больше
освещается его светом, более возвышенна по сравнению с телесной стороной
души, больше склонна к познанию.
Говоря о развитии детей, Плотин выделяет три пути познания. Обращаясь
к природе, душа познает окружающий мир посредством ощущений. Этот путь
является основой формирования новых знаний об окружающем мире и становится
главным направлением воздействия на ребенка.
Душа также может обратиться к себе самой, т. е. вводится понятие о
самонаблюдении, посредством которого человек получает знания о себе.
Вводится и третий путь познания — душа обращается к всеобщему разуму и,
сливаясь с ним, извлекает те знания, которые хранятся в нем. В принципе об
этом пути говорил и Платон, однако у неоплатонистов впервые подчеркивается
непосредственный характер этого способа передачи знания. Плотин утверждал,
что этой передаче предшествует особое состояние души, так называемый
экстаз. В этом состоянии человек приходит к мысли о том, что он и разум —
единое. Позже, уже в христианстве, идеи об этом способе познания
развивались направлением, которое назвали мистикой. Мистики отрицали
необходимость посредника (священника) между человеком и Богом и настаивали
на том, что в момент наивысшей кульминации молитвенного состояния, которое
они также называли экстазом, божественное откровение снисходит на человека,
и ему открываются истины.
Таким образом, знание об общих закономерностях м
Екатерина Андреева
Здравствуйте. Напишите вашу электронную почту для связи, готова помочь с рефератом.
|
|