Назар Загоруйко
Реферат на тему песня как универсальный приём самораскрытия героя в поэме "кому на Руси жить хорошо"
Ответы:
Untouchable
Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян. В первой части поэмы, в главе «Пьяная ночь» автор рассказал, как взбунтовалась молодая крестьянка, услышав песню «про удаль молодецкую, про девичью красу», как внимали этой песне, что прошла «огнем-тоской» «по сердцу по крестьянскому», все крестьяне. Не случайно, когда Гриша Добросклонов слышит, как мужики, приунывшие после истории о крестьянском грехе, запели «Голодную», он ругает земляков: «Закаркали «Голодную», / Накликать горе хочется?»
Некрасов обращает внимание не только на содержание песен, но и на отношение к ним. «Веселых и ясных» песен не создал народ: вахлацкие песни – «протяжные, печальные». Одна из них – «Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.
Другая песня – «Веселая» – не создана народом, «вахлак ее не пел». После отмены крепостного права привез ее к вахлакам Гриша Добросклонов, и сразу она полюбилась попам и дворовым, а вахлак, слушая ее, «притоптывал, / Присвистывал; «веселою» / Не в шутку называл». Каждый куплет этой «веселой» песни – рассказ о том, как грабили, унижали крестьян – земский суд, помещик, царь. Горькой иронией звучит припев песни: «Славно жить народу / На Руси святой!» Почему же ее вахлаки называют «не в шутку» веселой? Не потому ли, что страшное прошлое уже кажется далеким, а плясовой ритм заглушает горечь слов и зовет «присвистывать» и «притоптывать»? Но если и забываются барские издевательства, то память о пережитом голоде – вечном спутнике крестьянской жизни, осталась навсегда. И потому «нутром» поют вахлаки другую песню – «Голодную» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»:
https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4370-pesni_i_ih_rol_v_glave__pir_na_ves_mir_.html
|
|